Заикание

Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны. Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties.

Кому выгодно заикание:

1. ребенку, позволяет ему медленнее взрослеть, не отделяться от родителей, избегать сложных ситуаций "у меня же заикание".

2. родителям, позволяет чуть больше фокусировать на сложностях ребенку, игнорируя другие тесные места взаимоотношений, как между собой так и с родительскими семьями.

История

Вероятно, заикание появилось практически одновременно с речью, ведь упоминания о нём доходят до нас с древнейших времён. Заикались: египетские фараоны, персидский царь Бат, возможно, пророк Моисей (страдал неким дефектом речи, по описаниям похожим на заикание), римский поэт Вергилий, философ и оратор Демосфен и др.

Признаки

Заикание сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, неестественными растягиваниях звуков.

Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью или наоборот тревожная ситуация или опасная, направленная на личность человека, может вызывать заикание.

Психологические особенности людей с заиканием:

  • робость и смущение в присутствии людей;
  • чрезмерная впечатлительность;
  • яркость фантазий, усиливающая заикание;
  • относительная слабость воли;
  • разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
  • боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.
  • Таким образом, помощь при данном недуге можно разделить на три категории:

  • направленная на отдельного человека и может быть вполне эффективной при сформированной психике (логопед, психолог),
  • направленная как на отдельного человека, так и на семью в целом, что эффективнее когда заикающийся ещё ребенок или подросток (сочетание логопедической помощи с семейной психотерапией, которая рассматривает заикание как симптом не отдельного ребенка, но семьи в целом.),
  • направленная на биологические составляющие, фармакотерапия, оперативное вмешательство по показанием (ЛОР врач, невролог, возможно нейрохирург).
  • Исследование посвящено семейной психотерапии при заикании, с возможным сочетанием или без него, с логопедическим сопровождением в амбулаторном варианте.

    Этапы:

    1. Диагностический (психодиагностика, логопед, невролог, терапевт, психиатр – ПНД и поликлиника по месту жительства).

    2. Лечебный.

    3. Поддерживающий.

    4. Заключительный.

    Методы:

    1. Системная семейная психотерапия.

    2. Логопедические занятия (при необходимости).