Жизненный цикл семьи
Семья – такая же живая система как организм или личность. Она рождается, развивается и умирает. Иногда ей требуется помощь, если семья не знает, или, не понимает, как действовать на основных этапах развития. Жизненный цикл семьи (ЖЦС) – динамика её развития. Его описал в 50-е годы 20 века психиатр Дюваль.
Он описал 8 стадий и 0 стадию.
0 стадия – Стадия вовлечения Встреча будущих супругов, их взаимное притяжение, чувство влюбленности. Партнеры воспринимают друг друга не критично, идеализируя друг друга. Эта стадия не должна быть слишком короткой.
1 стадия Супружеская пара без детей
- Сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов
- Урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями
- Общение с родственниками, родительскими семьями
2 стадия Появление ребенка и до возраста2-3 года
3 стадия Семья с ребенком дошкольником Прислушиваться к потребностям ребенка с учетом его склонностей. Преодоление трудностей связанных с усталостью и отсутствием личного пространства Родители скорее сопровождают ребенка в развитии
4 стадия Семья с ребенком младшим школьником (до 12-13 лет)
5 стадия Семья с подростком (до 20-21 года)
6 стадия Уход молодых людей из дома (стадия сепарации)
7 стадия Пустого гнезда (до отхода от активной деятельности)
8 стадия Старение членов семьи, смерть семьи От ухода на пенсию до смерти одного из супругов
- Адаптация к отходу от активной деятельности.
- Адаптация к утрате и одинокой жизни.
- Сохранение родственных связей, адаптация к старости
Нормативные семенные кризисы при переходе от одной стадии к другой. Два механизма патологического развития фиксация на одной из стадий, регрессия (переход на более раннюю стадию). Помощь семейного психолога часто заключается в том, чтобы дать возможность семье перейти на следующую стадию развития.
Нормативные кризисы при переходе со стадии на стадию по Дювалю.
- 0-1 Необходимость принять супружеские обязательства.
- 1-2 Необходимость освоения родительских ролей.
- 2-3 Необходимость принять появление в семье новой личности.
- 3-4 Необходимость включить ребенка во внешние социальные институты (проверка родительской компетентности).
- 4-5 Принятие факта вступления ребенка в подростковый период, внешний мир для него имеет большее значение.
- 5-6 Эксперименты семьи с независимостью взрослого ребенка.
- 6-7 Необходимость для супругов остаться вдвоем.
- 7-8 Адаптация к отходу от активной деятельности.