Функциональное и дисфункциональное общение в семье

Функциональное и дисфункциональное общение в семье.

Значительное влияние на динамику семейных взаимоотношений оказывают стили коммуникации в семье. Если говорить про семейную психологию, то выражаясь словами Эйдемиллера Э.Г., «несчастные семьи несчастливы одинаково, счастливые же все по-разному», это не соответствует конечно Толстому Л.Н., но ближе к истине, ведь дисфункциональные паттерны взаимодействия довольно жестко «сцепляют» коммуникации в семье, что создается впечатление их условной конечно одинаковости при разного рода симптомах. Таким образом, эта статья скорее про дисфункциональную коммуникацию или дисфункциональные паттерны взаимодействия.

Весь опыт человека можно условон дифференцировать на три составляющих: мысли, чувства и действия (в последнее можно включить и данные получаемые человеком от его органов чувств). Соответственно в семейном взаимодействии, члены семьи используют весь свой потенциал. Однако если говорить про дисфункцию, то вполне в ходе общения с семьей при повышении эмоционального «градуса», начинают срабатывать паттерны включающие в себя, чувства и действия, своего рода автоматизмы. Нет никаких сомнений, что мысль о том, что эти автоматизмы могут передавться из поколения в поколение и более того, усугбляться по тяжести своих последствий, вполне разумна и находит подтверждение на практике. Даже создается впечатление, что эти паттерны необходимы семье, чтобы чувствовать себя как единаое целое, и когда семейный терапевт начинает раскрывать контекст, подложку этих паттернов, то вскрываются совсем неприятные факты, мифы, чувства и мысли, кажущиеся без поддержки специалиста не просто страшными, а угрожающими целостности семьи как таковой.

Приведу два примера:

  • Первый. Коснемся такой части моей практики как работа с людьми, пытавшимися покончить жизнь самоубийством. В чем здесь патологические паттерны? Казалось бы сам человек принял такое решение. Однако, если разбираться попристальнее, то вполне можно увидеть, что часто самоубийства и попытки самоубийства, также как и суицидные мысли связаны с кем-то, например, «несчатсная любовь» или непонимание родителей, и по сути если вдаться в историю такого человека, то вместо того, чтобы себя защищать, проявлять гневливую часть себя, в ходе своей жизни он или она, обижались, и, например, уходили в свою комнату, находясь в ситуации эмоционального отвержения, или даже насилия. Обращу ваше внимание на слово «уходили», потому что самоубийство – на мой взгляд как раз уход, который выгоден или даже желаем другими челнами семьи, и повзрослев, столкнувшись со сложной и иллюзорно безвыходной ситуации, человек действует, так как хочет другой, который транслирует не говоря открыто: уйди, или даже умри, хотя редко кто признается. Тем не менее, на вопрос: кто бы хотел, чтобы вы умерли?, часто можно услышать вполне конкретный ответ. Таким образом, задача консультанта в этой ситуации помочь человеку выбраться из этой ловушки, эмоциональной изоляции, выразить свои глубинные чувства, мысли и эмоции, своего рода усиление дифференцированности личности, иногда хорошим подспорьем в этом могут быть рисунки, я использовал рисуночный тест Никольской.
  • Второй пример, про зависимого от наркотиков, пока человек, употреблявший психоактивные вещества, не приобрели достаточного опыта трезвости и совладания со сложными эмоциональными ситуациями, его родные, несмотря на заявления о том, что они всеми силами хотят помочь, сами же попадают в ловушку дисфункционального взаимодействия характерного периоду употребления, словно заставляя зависимого употреблять наркотики. Пример основан на широко известном взаимодействии спасатель-жертва-преследователь, когда мама зависимого продолжая играть роль спасателя, вызывает у него эмоции характерные для периода употребления, например вину, и ощущение собственной неполноценности, не имея достаточного опыта противодействия или более функционального способа справляться, он использует типичный для себя способ, срывается в употребление. При этом совершенно точно ответственность будет переложена на маму, которая спровоцировала. Основная тема взаимодействия здесь вне всякого сомнения – ответственность, которая перекидывается как шарик и единственный способ, до того как зависимый умрет, видится его употребление. Помощь при столь тяжелых симптомах, это прежде всего доведение до осознания, как взаимодействие влияет на проявление завсимости и выработка более функциональных паттернов. Наиболее действенный вариант – реабилитация зависимого, с параллельной работой с семьей.
  • На мой взгляд довольно сложно классифицирjвать дисфункциональные паттерны, как это часто пытаются делать, здесь я опираюсь на феноменологию или уникальность каждого человека или каждой семьи. Последняя мысль наиболее важная на мой взгляд – то, что будучи вовлеченным в дисфункциональное взаимодействие, крайне сложно без внешней помощи из него выбраться, семейная психотерапия и направлена на выявление подтекстов коммуникации и помощь семье в том, чтобы была возможность справиться с последствиями такого выявления.

    Ванкон А.

    http://vk.com/club71981469