10 специфических и неспецифических целебных факторов семейной психотерапии.

«Чтобы помочь семье, терапевту достаточно быть в немного более дифференцированном состоянии» (с) М. Боуэн.

1. Снижение тревоги: с помощью преодоления узловой точки (в системе всегда есть уязвимые места, которые с помощью различных эмоционально-лингвистических ухищрений защищаются, ибо «опасно, высокое напряжение») сопротивления семьи процессу развития или с помощью эмоциональной разгрузки. Первый вариант обеспечивает стабильное развитие, второй облегчает на некоторое время жизнь в семье и/или позволяет найти ресурсы для первого. К снижению тревоги с помощью внешних стабилизаторов прибегают чаще всего – может быть к примеру массаж … тайский. Представьте себе такая ситуацию: всю вашу расширенную семью от мала до велика массажирует армия тайских массажистов, и это снизит тревогу внутри семьи достаточно сильно, но ненадолго, однако в это время можно поискать более адаптивные внутренние и внешние варианты взаимодействия внутри семьи или говорю птичье- психологическим языком: повысить свою дифференциацию, а не просто кайфануть.

2. Непрямое научение – психотерапевт или пара психотерапевтов, находятся в более дифференцированном или проще говоря менее тревожном состоянии, чем семья пришедшая на приём, и это даёт возможность просто через пример, перенять осознанно или не очень осознанно, более адаптивные паттерны эмоционально-поведенческого реагирования в ситуации повышенной тревоги.

3. Информационный фактор, прямое научение – иногда сообщая важную информацию семье или «нормализуя» происходящие события, терапевт даёт возможность избавиться в значительной мере от чувства вины и стыда, почувствовать опору внутри себя и внутри семьи. Здесь мне нравиться выражение: «чтобы у вас не происходило – все правильно, просто может нести разные последствия».

4. Сбивание «спеси» или создание нейтрального контекста. Помогая себе и семье увидеть циркулярные паттерны взаимодействия и выбираясь из «ловушек нейтральности», психотерапевт помогает семье обрести стабильность с возможностью развития и самокорректирования. Говоря словами Н. В. Александровой: «вы должны добиться, чтобы семья приняла вас к себе, а вам необходимо сильно постараться принять их такими какие они есть».

5. Личность психотерапевта или даже двух психотерапевтов встраивается на какое-то время в эмоциональное пространство семьи настолько специфическим или даже даже порой драматическим образом, что это обеспечивает возможность изменений. Здесь важно насколько помогающие специалисты заботятся о себе, своём внутреннем пространстве, экологии собственной психики.

6. Игра – возможность «поиграть» в очень напряженные моменты консультирования весьма терапевтична. Карл Витакер, к примеру, засыпал на пару секунд и потом рассказывал свои сны, позволяя собственному бессознательному творчески участвовать в семейной психотерапии.

7. Поддержка или аккомодация – эмпатический отклик терапевта в случае необходимости для помощи семье в переработке эмоциональных переживаний, не уходя к привычным паттернам снижающим тревогу.

8. Рамки – необходимо устанавливать чёткие рамки работы: время, место, оплата состав, закономерности процесса, создавая тем самым безопасную площадку для семейных драм.

9. Истории – стоит рассказывать свои и помогать рассказывать членам семьи их. Выходя за рамки привычного описания картины мира, семья обретает творческие ресурсы для создания более жизнеспособной модели общения и взаимодействия, как внутри, так и с миром вовне.

10. Напряжение – умение поднять температуру в семейной системе искусство, которое непросто освоить, но оно даёт вкупе с вышеописанными факторами возможность или «кубический сантиметр шанса» для изменений. Современный Мир предлагает массу вариантов для расслабления, а семейная терапия – очень напряжный процесс - может ну её?

P.S. Любая система, и семья в том числе, тяготит к двум тенденциям – с табильности и развитию. Стабильное развитие или развивающаяся стабильность – явные признаки функциональности, однако и эти процессы должны заходить в тупик. Кризисы неизбежны, весь вопрос лишь в том: «Как их переживать?».